Компьютерное пиратство в России: новый раунд борьбы

12.03.2014

3 марта 2014 года в Москве состоялось очередное Общее собрание членов Некоммерческого партнерства «Поставщиков программных продуктов», в котором приняли участие 161 компания, входящая в Партнерство. Собрание прошло в закрытом формате.

Открыл собрание директор НП ППП Дмитрий Соколов, который представил компании, выразившие желание вступить в члены Партнерства, а также прокомментировал список организаций, рекомендуемых к исключению из НП ППП в связи с перерегистрацией или прекращением деятельности. По итогам собрания в члены Партнерства были приняты 10 компаний (всего в НП ППП на сегодняшний день входят более 300 членов, представляющих более 150 городов). Были приняты решения и по другим уставным вопросам (утверждены баланс и фин.план), Президентом НП ППП был вновь выбран Борис Нуралиев («1С»), который все годы существования Партнерства прикладывал много усилий для решения задачи снижения уровня компьютерного пиратства в России.

В рамках собрания анализировались результаты борьбы с компьютерным пиратством в России за последние годы. Было отмечено (Д.Соколов, НП ППП), что в России были достигнуты серьезные успехи в деле защиты авторских прав на программное обеспечение. Компьютерное пиратство снижалось быстрее, чем в схожих по экономическим условиям странам БРИКС. В 2011 году в России уровень компьютерного пиратства составил 63%, что вплотную приблизило страну к показателям по Центральной и Восточной Европе – 62%. Но уже сейчас заметно, что темпы снижения уровня компьютерного пиратства начали падать с 2008 года. Данные последних двух лет свидетельствуют о том, что при сохранении негативных тенденций в ближайшие годы можно ожидать не снижение, а рост компьютерного пиратства, что приведет к утрате достигнутых результатов и будет препятствовать развитию национальной компьютерной индустрии. По данным опросов НП ППП, проводимых каждые полгода среди членов Партнерства, сократилось число тех специалистов, кто считает, что ситуация с компьютерным пиратством продолжает улучшаться с одновременным ростом пессимистических оценок ситуации.

Было отмечено (АЛавринова, НП ПП) что в значительной степени ухудшение связано с повышением порога наступления уголовной ответственности до 100 тыс.руб. в декабре 2011 года. Фактически, под лозунгом либерализации, была проведена декриминализация статьи 146 УК РФ: вместо отказа от наказания в виде лишения свободы был резко повышен порог наступления уголовной ответственности. В результате все недорогие программные продукты, составляющие до 80% рынка, остались без уголовно-правовой защиты. Утверждалось, что за нарушения авторских прав нарушителей будут активнее привлекать к административной ответственности, но на практике этого не произошло. Более того - административная практика сократилась практически в 10 раз. Осложняет ситуацию и то, что в ходе реформы полиции в 2011 году были ликвидированы ряд подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, которые занимались, в том числе, расследованиями преступлений и правонарушений в сфере авторских прав, а в сохранившихся подразделениях произошла существенная ротация кадров и накопленный опыт фактически не был передан новым сотрудникам.

Негативные тенденции усиливаются и тем, что в России пока так и не введены в действие полноценные меры, призванные навести элементарный порядок в информационно- телекоммуникационных сетях. Вступившие в силу с 1 августа 2013 года изменения в законодательство, направленные на борьбу с этим видом пиратства, распространяются исключительно на фильмы, но Интернет-пиратство» давно стало главным вызовом всем индустриям, связанный с интеллектуальной собственностью. Хорошо, что кинематографисты получили некоторые новые инструменты защиты своих прав, но даже эти принятые изменения в законодательство не решают многих проблем, так как реализована только судебная процедура пресечения правонарушений. Досудебный порядок так и остается без должного регулирования, что позволяет нарушителям игнорировать обращения правообладателей и уходить при этом от ответственности.

Однако входящие в НП ППП компании на Общем собрании выразили готовность вновь сконцентрировать свои усилия на противодействии всем основным формам компьютерного пиратства, используя при этом весь накопленный за последние 14 лет опыт и арсенал.

В блоке «Ищем пирата…» состоялся интенсивный обмен опытом по лучшим практикам выявления всех основных типов нарушителей. Обсуждались различные формы сбора информации по нарушителям – эффективные приемы сбора и проверки информации о деятельности «черных внедренцев» (Л.Агеева, «1С-Рейтинг»), обнаружение работы нелегальных пользователей (Г.Черкасов, «Дассо Систем»), поиска и удаления незаконно размещенных в информационно-телекоммуникационных сетях программных продуктов (Н.Антонова, НП ППП), способы влияния на поведение корпоративных пользователей (Т.Федотова, Майкрософт), каналы и правила передачи накопленной информации правоохранительным органам (региональный представитель, «Рарус»).

В блоке «Правоприменение» были рассмотрены источники усиления правоприменительной работы. Обсуждался положительный опыт оказания содействия правоохранительным органам на всех стадиях – методологическая помощь и консультации (Д.Соколов, НП ППП), порядок и правила подачи заявлений (А.Волнянский, «Гэндальф»), использование процессуальных прав потерпевшей стороны (М.Мараховская, «АЙПИновус»), опыт организации взаимодействия с полицией (В.Карантаев, «Научно-производственный Центр Информационной Безопасности»), проблемные вопросы, связанные с «цифровыми» доказательствами (А.Потапов, поверенный ряда правообладателей), а также ряд вопросов, связанных с особенностями некоторых программных продуктов (В.Пущин, «1С»).

В блоке «Профилактика» разбирались направления по работе с молодежью, взаимодействию со СМИ (Н.Бакулин, «Гэндальф), использованию результатов различных конкурсов и проектов НП ППП (А.Лавринова, НП ППП), а также новые формы проведения антипиратских компаний (А.Грязнов, «Форус»).

Поставщики и производители программных продуктов считают, что своей активной позицией можно добиться устранения издержек и негативных последствий реформ в уголовном и административном законодательстве, максимального ускорения принятия нормативных актов, регулирующих пределы и процедуры ответственности информационных посредников с учетом вопросов трансграничности и применимой юрисдикции, что должно привести к дальнейшему снижению уровня компьютерного пиратства. Это чрезвычайно важно для активного развития российского софтверного рынка, так как пиратство и в целом, и в любых его формах, продолжает оставаться одной из первоочередных проблем, сковывающих развитие информационных технологий в нашей стране.

Возврат к списку